Сегодня в Одессе был дождь. Это самое мастерское преуменьшение, которое можно встретить в этом блоге, но в Facebook я с утра читаю фразы даже похлеще — мол, полчаса осадков и город остановился. На самом деле, дождь начался вчера около восьми вечера, быстро (минут за 5) стал проливным и в сочетании со шквальным ветром около 16 часов трудился над доставкой в город примерно трехмесячной нормы осадков. Неудивительно, что город затопило и совершенно неудивительно, что в образовавшихся лужах утонули машины, 10 баллов пробок и вот это всё. Но я хочу поговорить не об этом.
Совершенно неудивительно и другое — то, что в соцсетях немедленно начали развиваться дискуссии о том, что, мол, и ливнёвка не работает, и город не готов, и таксисты сволочи, и занятия в школах надо было отменить и вообще всё плохо.
Современный человек — особенно в его постсоветской мутации, — устроен странно. Каким-то образом научно-технический прогресс последних десятилетий создал в массовом сознании иллюзию, что природные катаклизмы — это по телевизору и для экстремалов. А в жизни простого человека дождь и ветер может присутствовать только как фактором выбора одежды или создания романтического настроения — но уж никак не причиной снижения уровня привычного комфорта. А уж изменить свои планы в связи с этим — да боже упаси, как можно. Если дождь идет, а мне надо на работу — тем хуже для дождя, считает человек, и отправляется в путешествие по лужам. Причем он даже не планирует задержаться в пути и поэтому в его опоздании, если он вообще доедет, будут виноваты городские власти и дождь.
Я отдельно отмечу, что, как правило, требующие 100%-ной безотказности коммунальных служб в любую погоду, с легкостью сообщают на работу, что не могут работать, ибо вчера съели что-то не то и вообще температура 37 и плохо себя чувствуют.
Так получилось, что несколько лет назад я оказался в Нью-Йорке во время урагана «Сэнди». И получил возможность понаблюдать, как самая мощная страна в мире справляется со стихийным бедствием. И знаете, пожалуй, главный вывод из наблюдений, который мне удалось сделать — государство не может спасти население без активного участия или хотя бы согласия последнего. Еще один вывод — невозможно не обращать внимание на природу, это не может сделать даже крупнейшая экономика мира. Совершенно объективно и неизбежно капризы природы снижают наш уровень комфорта или разносят его ко всем чертям — и, если человек не в состоянии отогнать тучи или прекратить порывы ветра, то он может обеспечить грамотную деградацию качества жизни на время стихийного бедствия, чтобы минимизировать ущерб от него.
Знаете, что сделал муниципалитет Нью-Йорка в за два дня до пика урагана, когда плохая погода выражалась в легком дождике и порывах ветра? Выключил метро и отменил общественный транспорт. Всем компаниям было рекомендовано сократить рабочие дни или вообще отменить выход на работу. Зона, подверженная затоплению, была эвакуирована полностью, включая жилые дома. А знаете, что сделал отель, куда я приехал за день до урагана? Закрыл ресторан, предложил постояльцам обойтись буфетом и предупредил, что услуги прачечной предоставляться не будут. С точной формулировкой — мы не можем обеспечить уровень комфорта, поскольку не все сотрудники могут добраться на работу. А, когда после пика урагана все ринулись добираться на работу на машинах — транспорт так и не работал из-за взрыва трансформатора на Манхеттене, — и в городе случился коллапс, мэр запретил въезд на Манхеттен машинам без двух пассажиров. Я, кстати, тогда подумал и решил не выезжать, чтобы не иметь проблем с возвращением.
Так вот, вопрос же не только в том, чтобы государство приняло такие решения. Вопрос в том, чтобы человек, то есть гражданин, принял эти решения и понимал, что их надо выполнять. Представьте себе, что городские власти заблаговременно порекомендовали бы отменить занятия в школах и предоставить выходной сотрудникам частных компаний. А потом запретили бы выезд на линию маршрутным автобусам. Потому что они, как правило, тонут первыми, бесстрашно въезжая в лужу. И настоятельно порекомендовать не выезжать в город жителям определенных районов, чтобы те не проезжали через участки, подверженные затоплению. Я не знаю, насколько смелое воображение надо иметь, чтобы представить себе одесситов, согласившихся с этими рекомендациями. Примерно 99% одесситов под девизом «Ну мне же надо» с самонадеянностью господа бога наплюют на небывалые осадки и попрутся в центр города. Что, собственно, они всегда и делают, снабжая истерику в соцсетях фотографиями и проклятиями в адрес городских властей, которые конкретно каждого уговорили сесть за руль.
А я не поехал. Ехать в офис, видя, что 10 баллов пробок, что сильный ветер, а парковаться в центре можно только под деревьями, да и за пределами центра деревья могут упасть, а работать я могу и дома — почему бы и не изменить свои планы из-за погоды, раз уж я не могу менять погоду под свои планы?