Возможно, кто-то помнит запись годичной давности в этом блоге — тогда я только строил коворкинг и был страшно удивлен тем, что маляры и электрики в течение суток после согласования заказа приносили полноценные сметы, а через еще день уже начинали работы по ним, а казалось бы сверхправильные и трендовые дизайнеры и архитекторы пропадали с заказом, не умели посчитать смету заказа, срывали все сроки, не забывая, впрочем, делать селфи и даже давать интервью о своей миссии и источниках вдохновения.
Потом началась повседневная работа, но я периодически рассказывал о черных списках, например. И вот сейчас хочется немного подвести итог, тем более, что завтра исполняется 9 месяцев активной работы «Терминала 42». Итог, как по мне, совершенно необъяснимый.
Мы за эти месяцы провели громадное количество самых разных мероприятий — конференций, семинаров, лекций, мастерклассов, творческих вечеров, концертов, хакатонов, дегустаций и даже просто вечеринок. Это были мероприятия, полностью подготовленные нами, на какие-то мы приглашали выступающих, какие-то целиком проводились сторонними организациями на арендных условиях, какие-то мероприятия мы поддерживали своими анонсами — короче, кажется, мы перепробовали все возможные комбинации. И, разумеется, активно общаясь практически по каждому событию с другими организациями и людьми, мы составляли какое-то свое мнение о них и даже, в некоторых случаях, когда это мнение оказывалось в духе «Нет, больше мы с ними работать не хотим», пополняли черный список. Как правило, мы приходили к такому мнению, убедившись на конкретных фактах, что контрагент совершенно не собирается уважать нас, как партнеров, например, переносит мероприятие, не обсуждая предварительно этот перенос с нами, переносит его в другое место, не уведомив нас (соответственно, мы держим забронированным зал и готовимся, пока вдруг из третьих рук не узнаем о переносе) и так далее.
Так вот, диссонанс заключается в том, что в нашем черном списке нет ни одного музыканта — хотя, казалось бы, богема, артисты и так далее. Нет ни одного писателя или художника — даже, казалось бы, совершенно беззалаберный Орлуша был ужасно пунктуален с перелетами и подготовкой. В этом черном списке нет даже политиков — хотя за время предвыборной кампании прошлой осенью мы повидали самых разных персонажей, в том числе и довольно неприятных. Нет, 100% позиций в нашем черном списке занимают компании и люди, деятельность которых относится либо к бизнес-обучению, либо к маркетингу, либо к каким-то высокоуровневым buzzwords типа фасилитации. Вот люди, которые везде рассказывают о высоких стандартах, тайм-менеджменте, клиентоориентированности и тому подобных вещах, на практике оказываются совершенно необязательными, не пунктуальными партнерами.
Более того, уж простите, если кого обижу, но, даже если компания из этой области не поддается совершенному экстремизму и вроде бы не заслуживает высшей меры, она все равно потратит нашей нервной энергии больше, чем любая рок-группа. Ей захочется сильно поторговаться по цене аренды, они будут несколько дней обсуждать ROI от наших анонсов в соцсетях (потом все равно доплатят за них и в итоге не поинтересуются даже охватом публикации), им понадобится дополнительный микрофон прямо в ходе конференции, а за полчаса до начала мероприятия окажется, что модератор не хочет сам задавать вопросы, а согласен только носить микрофон. А еще они будут писать письма каждый час, перезванивать после писем, стучаться в мессенджер и вызывать плохо скрываемое желание указать им светлый путь вполне эротического характера.
Я не знаю, почему так. У меня есть только одно предположение — возможно, дело в том, что музыканты, политики, писатели и прочие нормальные люди не просто имеют нормальный отработанный протокол взаимодействия с другими организациями (в конце концов, его несложно освоить), но и привыкли его соблюдать в течение многих лет. Протоколы взаимодействия стандартизованы не хуже Инкотермс или TCP/IP. А вот в бизнесе сказывается отсутствие многолетних традиций и осознанное вроде бы разумное поведение выглядит совершенным безумием на фоне рефлексов других сфер деятельности.
А может, вся проблема как раз в сфере деятельности компаний.